Кот в мешке на заказ

Решил заказать мебель для кухни, но страшно получить «кота в мешке» - не то, что представляешь. Можно ли застраховаться от неудачи? Подскажите как. И что делать, если результат все же не удовлетворяет ожиданиям? Можно ли будет отказаться от заказа?
С уважением,
С. Николенко, г. Псков

Отвечает начальник отдела товарной экспертизы Независимой экспертной компании «Мосэкспертиза-Псков» Нина Дороженко:
В настоящее время изготовлением мебели занимается много малых и средних предприятий, ориентированных на производство несерийных изделий, выполненных по индивидуальным заказам населения. В силу своей специфики некоторые из них не могут, или считают нецелесообразным приобретать все необходимое (и часто дорогостоящее) технологическое оборудование. В результате – немаловажные технологические операции выпадают из производственного цикла, технология изготовления мебельных изделий упрощается. Это, конечно, не может не сказаться на качестве изготавливаемой мебели.

С заявкой на проведение экспертизы качества мебельных изделий обращаются, как правило, уже после установки мебели, и то - в ситуациях с судебной перспективой, когда результат отчаянно не соответствует ожиданиям и всерьез расстраивает заказчика. При рассмотрении спора главным оказывается четкое исполнение Договора между Заказчиком и Изготовителем, а также соответствие готового изделия утвержденному эскизу (чертежу), согласованному с Заказчиком и приложенному к Договору. Поэтому к составлению этих документов следует отнестись с особой тщательностью.

Кроме срока изготовления мебели, стоимости и условий оплаты, в договоре (или приложении к нему) обязательно должны быть указаны: комплектность, спецификация на материалы и фурнитуру с указанием фирмы-производителя, цвет по каталогу, при заказе мебели с обивкой - желательно приложить образец ткани. Следует предусмотреть в договоре порядок решения конфликтных ситуаций, форс-мажорные обстоятельств и рамки возможных изменений в позициях заказа (настаивайте на условии обязательного согласования с клиентом) в случае зависимости исполнителя от поставок или участия в процессе третьих лиц.

Гарантийный срок на изготовленную мебель - 18 месяцев со дня получения заказа - установлен действующим стандартом РСТ РСФСР 724-91 «Бытовое обслуживание населения. Мебель, изготовленная по заказам населения». Иного срока в договоре быть не должно, и в течение этого времени изготовитель обязан безвозмездно устранять производственные дефекты, которые могут быть как явными, так и скрытыми, проявляющимися в процессе эксплуатации. К явным относятся очевидные дефекты материалов, производства и сборки мебели. Наиболее часто это - отслаивание и сколы кромки, сколы облицовки вокруг отверстий для креплений, потертости, царапины и следы ударов на поверхностях изделий, неверно и небрежно выполненные крепления деталей и фурнитуры, несоблюдение симметрии, прямых углов и эскизных размеров, большие зазоры и отсутствие заглушек. Эти «неприятности» заказчик, как правило, обнаруживает и просит устранить сразу, ведь спустя некоторое время ему будет сложно доказать, что это не он поцарапал столешницу, уронил зеркало и сместил дверцы фасада.

Другое дело, если дефект кроется в качестве изделия или материалов. Например, спустя год начинает слоиться «натуральная кожа» или трескается лак, вздувается столешница или проседают пружины. Эти дефекты могут быть вызваны несоблюдением норм и стандартов изготовления мебели, чаще всего носят производственный характер и существенно влияют на использование изделий, их долговечность и внешний вид. Мебель уже не отвечает эргономическим, гигиеническим и эстетическим требованиям, создает бытовой дискомфорт и нуждается в замене.

В таких случаях обычно возникают споры о причинах появления дефектов, заказчик требует возврата денег, конфликт переходит в стадию судебного производства, назначается экспертиза характера повреждений. Эксперт обязательно обратит внимание на условия хранения и эксплуатации мебели: влажность воздуха, близость нагревательных приборов, все имеющиеся повреждения и характер их происхождения, определит степень износа мебели и ее остаточную стоимость. Экспертное заключение станет базовым документом для принятия судебного решения.

Но это – самая мрачная из возможных перспектив, что называется крайний случай. Спешу успокоить заказчиков: судебные споры по мебели случаются не часто. Подробно и правильно составленные Договор и техническая документация, как правило, свидетельствуют о надежности выбранной компании, о ее готовности иметь дело с взыскательным заказчиком и предупреждать претензии.