Осторожно, "подснежники"!

В нашем многообразном мире порой не хватает слов. "Весна" при всей однозначности понятия может символизировать целый спектр настроений от романтичного до слишком ветренного, а слово "подснежник" у людей разных профессий вызывает порой ассоциации, очень далекие от представления о нежном весеннем цветке.
Для автомобилистов "подснежник" - это особая категория водителей, терпеливо пережидающих зимнее бездорожье и выезжающих из гаражей лишь к началу дачного сезона. Благодаря им весной полноводное движение магистралей приобретает особое напряжение и остроту, даже становится опасным. Машина, которая как минимум три месяца простояла без движения (хорошо, если не на открытой площадке), и водитель, такое же время не садившийся за руль, представляют реальную угрозу для других участников движения.

Проблема имеет три составляющих: подготовка автомобиля к весеннему выезду, процесс восстановления "подснежником" водительских навыков и необходимость соблюдения режима особой осторожности на дорогах для всех участников движения. Как справиться с этими коллизиями нас сегодня проконсультирует бывший гонщик, кандидат в мастера спорта, водитель с 30-летним стажем, эксперт отдела техники Независимой экспертной компании «Мосэкспертиза-Псков» Тофик Ахмедов.

Готовим автомобиль
Как подготовить свой автомобиль  к весенне-летнему периоду? Обязательная для всех водителей программа включает в себя смену зимней резины на летнюю и замену масла в двигателе. Некоторые перебирают подвеску, подтягивают, подкрашивают, а некоторые вообще ничего не делают. Мнения на этот счет бытуют самые разные, но специалисты призывают к выполнению ряда профилактических мероприятий, способных продлить жизнь вашего автомобиля и его комплектующих, а может, даже спасти вам жизнь. Особенно тщательно нужно подойти к подготовке длительно не эксплуатировавшегося  автомобиля.

В первую очередь проверим узлы и детали, от которых зависит безопасность движения. Необходимо прокачать тормозную систему автомобиля, обратить внимание на любое отклонение в работе тормозов.

Нужно проверить толщину накладок тормозных колодок (не должна быть меньше 1.5 мм), осмотреть тормозные шланги (вздутия и трещины на наружной поверхности недопустимы), проследить, чтобы не подклинивали тормозные суппорты. Нелишним будет подтянуть трос стояночного тормоза, а, если ваш автомобиль  отбегал более 60 тыс. км, сменить тормозную жидкость. Тормозная жидкость активно поглощает влагу из воздуха, плотность ее понижается, температура начала закипания тоже понижается, что в конечном итоге при интенсивном торможении может привести к отказу тормозов.В топливной системе нужно проверить топливный шланг, ведущий от топливного насоса к карбюратору (или топливной рейке - для инжекторных двигателей). Он должен быть эластичным, без трещин и вздутий. Были случаи, когда разрывы шлангов приводили к пожарам. К перечню необходимых работ отнесите и контроль уровня технических жидкостей: тосола, масла в раздаточной коробке, коробке передач и редукторе заднего моста. Если задумали поменять свечи, помните, что полноценно работоспособность их можно проверить только под давлением на специальном стенде на СТО или в мастерских. Даже новая свеча, исправно выдающая искру, под давлением внутри цилиндра может повести себя не так положительно, поэтому при покупке свеч не поленитесь, проверьте их в мастерской.

Аккумулятор - довольно дорогая деталь, которую легко загубить. Необходимо периодически наблюдать уровень электролита в банках. Длительная эксплуатация недозаряженного аккумулятора наряду с низким уровнем электролита приведет к сильной сульфатации пластин АКБ, т.е. к порче. Полюсные штыри батареи и клеммы необходимо зачистить, после чего наружные (не контактные) поверхности покрыть тонким слоем технического вазелина. Здоровье аккумулятора зависит в большой степени от работы генератора. Проверьте напряжение, которое выдает генератор, а также натяжение его приводного ремня. На слабое натяжение ремня привода генератора указывает характерный визг при резком повышении оборотов двигателя.

Если ваша машина всю зиму провела на открытой стоянке, то в бензобаке скопилось изрядное количество воды. Лучше всего снять и хорошенько промыть бензобак, удалив тем самым из него все отложения вместе с водой. Можно воспользоваться специальным средством для вытеснения воды из системы питания.

При движении по неровной дороге полезно прислушаться к автомобилю: подозрительный стук или скрежет - повод для беспокойства. Нужно заехать на эстакаду и, забравшись под автомобиль, проверить крепеж деталей. Оттуда же, снизу, вы сможете увидеть, в каком состоянии находится днище вашего автомобиля. Очаги коррозии надо зачистить до металла, обезжирить это место и нанести новый слой антикоррозийного покрытия.

И не стоит забывать такие первоисточники информации по автомобилю, как "Сервисная книжка" или в "Руководство по техническому обслуживанию".

Восстанавливаем навыки
Псковские дороги являют непростое испытание для выезда «подснежников». К недавно появившимся и разросшимся весной пробкам печальным дополнением служит некачественное покрытие. Если вы относите себя к «подснежникам», первая задача – не бояться того, что вы всю зиму не садились за руль, но и не забывать об этом. Вы, конечно, не разучились ездить, но как минимум три элемента водительского мастерства потеряли.

Во-первых, тонкие чувства водителя, такие как чувство блокировки колес при торможении, чувство дистанции, чувство габаритов автомобиля и ощущение устойчивости и управляемости автомобиля. Во-вторых, вы утратили (и не надо с этим спорить!) четкую координацию управляющих действий – между углом поворота колес и работой педалями тормоза и газа, своевременностью тех или иных действий. Реакция временно утрачена и не дает повода надеяться на автоматизм действий. Третья временная потеря водителя – психологическая собранность и готовность предугадывать реальную опасность по прямым и косвенным признакам.

Не бойтесь, все вернется. Надо преодолеть так называемый «период вкатывания» - от нескольких дней до двух недель. Причем в этот период опасны не первые дни за рулем, а последующие, когда снижается чувство тревожности и пропадает бдительность. Нужно найти время, место и возможности привыкнуть к обзору, восстановить навыки, потренировать импульсный прием торможения.

Отнесемся с пониманием
И таксисты, распознающие "подснежников" издалека, и все прочие водители должны быть готовы реагировать на их порой неожиданное поведение и замедленную реакцию.

Растренированный водитель так же теряет способность постоянно контролировать ситуацию по сторонам и сзади автомобиля с помощью трех штатных зеркал заднего вида: все внимание уделено контролю дороги впереди автомобиля, и все, кто сзади, подвергаются опасности.

При въезде в плотный транспортный поток или на скоростную дорогу с боковой, второстепенной, неопытные водители чаще всего недооценивают скорость подходящего автомобиля и переоценивают свою маневренность. Еще опаснее полная нерешительность и повторная остановка неопытного водителя по ходу маневра. Тем, кто едет сзади «подснежника», лучше увеличить дистанцию и усилить внимание. А уж если не почувствовали «слабинку» другого водителя на дороге, не проявили упреждающего внимания, пеняйте на себя: вы ведь знали, что «подснежники» - не всегда подарок.

Беседовала Анна Донецкая