Секрет успеха - в терпении
- Опубликовано: 30 ноября 2006
Знание этого закона отличает хорошего краснодеревщика от обычного, - говорят специалисты. Наверное, это справедливо не только для краснодеревщика, но для любого мастера, однако сегодня речь идет именно об обработке древесины. По опыту экспертов, значительная часть наших бытовых разочарований приходится именно на недовольство столярными изделиями, порой – очень дорогими, выполненными на заказ.
Каким должно быть идеальное изделие из дерева? Как в домашних условиях лакировать, к примеру, дверь или восстановить лаковую поверхность стола? Чего мы не знаем о декоративной обработке древесины, даже запасшись терпением? За полезными советами мы обратились к начальнику отдела товарной экспертизы Независимой экспертной компании «Мосэкспертиза-Псков» Нине Дороженко.
- Предмет, сделанный даже лучшим образом, всё равно не будет выглядеть так, как нам хотелось бы, если он не покрыт лаком, краской или эмалью. Неумелым окрашиванием удивительно легко можно испортить результат кропотливой работы многих часов и даже недель. Плохой отделкой мы лишаем себя удовлетворения творчества, которое испытали до этого момента.
- Нина Александровна, давайте представим, что мы создали некое столярное изделие – стол или табурет - в домашних условиях. Хотелось бы остановиться на особенностях отделки.
- Столярная мебель изготавливается из массива древесины. Мы живём в стране, богатой лесами. Столяры, резчики по дереву издревле особенно ценились на Руси. Некоторые старые, одно время забытые технологии изготовления мебели и способы облагораживания древесины, в настоящее время находят применение вновь.
Отделкой считается создание на поверхности древесины защитно-декоративных лакокрасочных покрытий. Делается это с целью улучшения внешнего вида изделия и защиты его от воздействий среды. Отделка осуществляется в два этапа. Сначала надо подготовить поверхность древесины, а затем нанести на неё лакокрасочное покрытие. Отделка бывает прозрачная - когда сохраняется текстура древесины, и непрозрачная, закрывающая текстуру.
- Итак, с чего начинаем?
- Древесина, предназначенная для отделки, должна быть сухой. Конечно, не у всех дома есть влагомер. Вас выручит химический карандаш - на сухом дереве он не оставит синего следа. Затем надо внимательно осмотреть поверхность. Имеющиеся сколы и здоровые сучки – зачистить, зашпатлевать и отшлифовать. Поверхность древесины должна быть ровной и гладкой. Если нет специального оборудования, можно произвести шлифовку вручную, с помощью шлифовальных шкурок. Это - первая проверка вашего терпения. Шлифование производится многократно, с понижением зернистости шкурки. После каждого этапа шлифования древесину следует сбрызгивать водой для поднятия ворса, затем сушить и опять шлифовать. Так несколько раз. Когда поверхность станет достаточно гладкой - необходимо тщательно очистить ее от пыли.
- И теперь наша поверхность готова для нанесения лака или краски?
- Сначала грунтование или порозаполнение. Древесина имеет пористое строение; число и размер пор зависят от породы. Поры способствуют впитыванию лакокрасочных материалов вглубь древесины, что приводит к их нерациональному расходу. Это явление предотвращают порозаполнением, а на мелкопористых породах - грунтованием. Грунтовку нужно наносить очень тонким слоем, в домашних условиях – при помощи кисти. После высыхания грунтовки -поверхность опять шлифуют. Это требует времени и терпения. Тому, кто проявит выдержку - успех гарантирован.
- Какие особые, нештатные ситуации могут возникнуть в процессе отделки?
- Древесина разнородна по химическому составу, это тоже надо учитывать. Так, например, для удаления цветных пятен и придания древесине более светлого тона применяют отбеливание. Для придания древесине иных тонов – применяют протравы и пигменты. Изделия из древесины хвойных пород перед отделкой очень важно обессмолить. Если засмолок попадет под лак, то лаковая плёнка со временем вздуется, изделие будет испорчено. Вам помогут специальные обессмоливающие составы. Если вы хотите сохранить текстуру древесины или даже подчеркнуть, усилить ее, вы выберете прозрачные лаки: нитроцеллюлозный или полиуретановый - для внутренних работ, уретаноалкидные или иные атмосферостойкие лаки - для работ наружных.
- Способ нанесения лака влияет на качество результата?
- Если вы используете нитролаки, имейте в виду, что они не поддаются полировке. Эти лаки часто содержатся в аэрозолях и наносятся распылением. Отверждение нитролака происходит за счет испарения растворителя. Распылитель не следует держать слишком далеко от окрашиваемой поверхности, так как распыляемая краска высохнет, не долетев до неё. Не стоит и слишком приближать краскораспылитель к предмету, так как можно нанести избыточное количество лакокрасочного материала и он начнёт стекать по вертикальной поверхности. Расстояние необходимо подобрать опытным путём. Когда лак слегка подсохнет, нанесите слой нитро-растворителя (распылением или тампоном), это позволит разровнять поверхность. Полиуретановые, полиамидные лаки отвердевают за счет полимеризации (образования защитной пленки на поверхности), они хорошо полируются мягкой тряпкой: их можно довести почти до зеркального блеска.
- Как восстановить или облагородить старое глянцевое покрытие?
- Полиэфирные лаки в домашних условиях, как правило, не применяют. Но отполировать до глянца поверхность потускневшего во время эксплуатации полиэфирного покрытия на изделиях фабричного производства, можно и доступными средствами. При существующем сегодня изобилии отделочных материалов в каждом конкретном случае следует внимательно изучать инструкцию и совместимость выбранного лака, шпатлевки, грунтовки и растворителя.
- Нина Александровна, а какие старые методы облагораживания древесины популярны сейчас и в каких случаях они применяются?
- Вощение. Старинный, очень экологичный, натуральный, но несколько дорогой способ полировки древесины без лака с сохранением натуральной текстуры и цвета дерева применяется, как правило, народными умельцами при обработке сувениров и мебели ручной работы. Изделие приобретает матовый глянец и оказывается защищенным от воздействий внешней среды. Пчелиный воск растапливается на водяной бане, растворителем служит скипидар. Горячий прозрачный раствор наносится кистью, он очень хорошо заполняет поры дерева. Каждый слой следует сушить как минимум 2 часа, после чего изделие полируется сукном или фетром. Через сутки процедура повторяется. Чем больше слоев будет нанесено, тем краше получится изделие и словно наполнится оно тёплым янтарным светом. Главное, как и прежде - терпение.
Беседовала Анна Донецкая