Претензии… к качественной мебели
- Опубликовано: 19 октября 2006
Удивительно, но такое тоже случается, если речь идет о мебели, изготовленной на заказ. Почему и какого рода претензии случаются в таком случае, нам рассказывает начальник отела товарной экспертизы Нина ДОРОЖЕНКО.
- В случае изготовления мебельного гарнитура для комнаты на заказ покупатель обычно приглашает представителя фирмы-изготовителя мебели домой, или же, что менее предпочтительно, обращается в офис со своими замерами и планировкой помещения. Результатом диалога с дизайнером становится эскизный проект будущего гарнитура в 3-х мерном пространстве.
Такой проект позволяет понять, как будет выглядеть мебель в интерьере помещения. Во многих фирмах проектирование – бесплатная услуга. Если заказчика устраивает цена, обе стороны подписывают договор изготовления мебели на заказ. Внимание: на этом этапе заказа необходимо проследить, чтобы все параметры будущего изделия (размеры, материалы, цвет по каталогу, фурнитура) были внесены в договор, равно как и срок исполнения, условия поставки и сборки, ответственность сторон за неполное исполнение своих обязательств, а так же суммы авансового и полного платежей. На основе согласованного при оформлении заказа эскиза предприятие-изготовитель разрабатывает конструкторско-технологическую документацию и приступает к изготовлению изделия.
Как правило, доставка и сборка мебели производится изготовителем, но, так как заказчику это не всегда удобно (недостаточно свободного места для сборки или дефицит времени), нужно предварительно оговорить этот пункт договора. Но вот мебель собрана – и, до подписания акта выполненных работ, заказчик вдумчиво изучает изделия: все ли соответствует его ожиданиям и позициям договора? Мы уже рассматривали ситуации предъявления претензий по качеству изготовления мебели, акцентировали моменты, на которые следует обратить внимание при приемке изделия. Другое дело, если претензии возникают не по качеству изготовления, а по габаритам размерам и невозможности использования мебели по функциональному назначению.
Например, совершенно замечательный шкаф-купе не вписывается в отведенное ему пространство, хотя замеры снимали сотрудники фирмы. За подгонку этого изделия фирма вправе потребовать у заказчика доплаты, если он подписал договор, в котором были указаны ошибочные размеры. Предмет для спора очевиден: заказчик не должен разбираться в методике замеров и не может контролировать их качество.
Другой вариант: изготовленный на заказ шкаф гарнитура просто не вписался в помещение. При этом мебель была выполнена на редкость качественно и, по утвержденным заказчиком эскизным размерам. Но оказалось, что при проведении замеров специалист по замерам не учел незначительно выступающей части одной из стен, направление открывания двери и широкий потолочный карниз.
Третий интересный случай из той же серии - не менее распространенная ошибка производства. Отлично собранная и расставленная согласно эскизу мебель оказалась не функциональна: дверцы и ящики шкафа не открывались из-за выступа стены, вешала по высоте оказались недостижимы для подростка, которому предназначался гарнитур. Заказчику следует знать, что в детской неуместна дорогая полированная и стеклянная мебель, сложные и жесткие складные механизмы, высокие вешала с короткими ручками. Подобные технологические ошибки в последнее время, увы, встречаются достаточно часто, и обусловлены, как правило, отсутствием в штате небольших мебельных производств инженеров-конструкторов и инженеров-техологов: сегодня их заменяют дизайнеры с набором компьютерных программ.
Хочу отметить, что претензии к параметрам качественной мебели заказчику проще предупредить, чем урегулировать. Как правило, в таких случаях производители-продавцы ссылаются на постановление Правительства РФ № 55 от 19.01.98 в п. 8 «Перечня качественных товаров…», где четко указано, что мебель подлежит возврату или обмену только в случае претензий к качеству, причем речь идет только о комплектной мебели и гарнитурах. Следует очень внимательно относиться к процессу оформления заказа, замерам помещения и проекту будущей мебели. Хотя производитель, заявляющий о полном комплексе услуг начиная с проектирования и дизайна, несомненно, отвечает за качественное проведение работ на всех этапах и обязан исправить допущенные ошибки. В противном случае, проблемы решаются в судебном порядке и с привлечением экспертов и оценщиков.
Записала Анна Донецкая