Оценка на пике перемен
- Опубликовано: 30 июля 2007
Принятие летом 2006 года принципиальных поправок в Закон об оценочной деятельности вызвало широкий общественный резонанс и год тревожных ожиданий. Согласно поправкам с 1 июля 2007 года на смену лицензированию должно было прийти саморегулирование, при чем основным гарантом качества оценочной услуги должен был стать сам оценщик - физическое лицо с неограниченной ответственностью. Профессионалов это тревожило. Кроме того, почти год не были обозначены механизмы реализации обновленного закона: началось лето, приближался обозначенный срок, а стихийно сложившиеся саморегулируемые организации оценщиков еще не утвердились в своем статусе.
Июнь оценочные компании России провели в тревожном ожидании: было уже очевидно, начать новую саморегулируемую жизнь с 1 июля этого года они не успевают. Только 15 июня 2007 года Указом Президента РФ был определен орган, уполномоченный вести единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков и осуществлять функции по надзору за их деятельностью. Оставалось две недели до «контрольного срока», в оценочной среде появились панические настроения, некоторые организации и оценщики просто приостановили свою деятельность.
Следовало ли это делать? Закончились ли с введением реестра потрясения оценочного рынка? Какие изменения затронут широкий круг потребителей? С этими вопросами мы обратились к генеральному директору одной из первых в Пскове оценочных компаний - Независимой экспертной компании «Мосэкспертиза-Псков» Ларисе Семеновой.
- Лариса Альбиновна, на Ваш взгляд, почему возникла некая нервозность на рынке оценки? Ведь некоторые организации даже приостановили свою деятельность.
- Ничего удивительного здесь нет. Закон был принят в непонятной нам спешке, и получился настолько противоречив и нелогичен, что до последних недель с трудом представлялось, как мы будем его исполнять. Но при этом (опять же, в спешном порядке) были приняты поправки в принятые в прошлом году изменения, которые отсрочили их вступление в силу до конца года, а так же устранили одну из очевидных нелепостей закона (по мнению многих профессионалов), а именно - в части требований, предъявляемых к специальному образованию оценщиков. Изменения, внесенные в прошлом году, привели к тому, что во всех стране новым требованиям не мог соответствовать ни один работающий оценщик. Кроме того, не один оценщик в принципе не мог появиться в природе, поскольку программу специального обучения в соответствии с буквой закона должен был утверждать Национальный совет, образованный саморегулируемыми организациями оценщиков. Совет этот, в свою очередь, не мог быть создан, так как в стране вдруг стали нелигитимными все дипломы оценщиков, полученные ранее.
Остроту ситуации снял Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные акты РФ по вопросам оценочной деяткльности» от 13 июля этого года, который убрал нереализуемое требование к особому образованию оценщиков и продлил срок работы по выданным ранее лицензиям до конца 2007 года.
- Сейчас трудно представить, какие сюрпризы может принести саморегулирование оценочной деятельности. Как вы относитесь к этой системе?
- Я хорошо отношусь ко всему, что развивает, а не убивает оценку в России. Россия достойна высокотехнологичного конкурентного сектора интеллектуальных услуг, таких как оценка, экспертиза, сертификация, аудит. Без этих институтов невозможно создание экономики инновационного типа. Но, как я полагаю, изменения в законе прошлого года преследуют иные цели. Работа оценщиков-одиночек в режиме частной практики – это путь не к повышению профессионализма, а, напротив, к кустарщине.
В основу идеологии закона в редакции 2006 года положена идея определения оценочной деятельности, как публичной, а не как предпринимательской, что в корне неправильно. Любая деятельность квалифицируется как публичная только тогда, когда государство передает гражданам или организациям исполнение какой -либо государственной (публичной) функции и такая функция исполняется от имени государства и в интересах неограниченного круга лиц. Ярким примером публично-правовой деятельности является деятельность нотариусов. Оценка же в рыночной экономике является независимой, что исключает возможность ее от чьего-либо имени, кроме своего, для нужд государства – да, но всегда от имени независимого оценщика.
Оценка может быть проведена на основании заказа (это самый распространенный случай), по определению суда или по решению уполномоченного органа. У иных лиц нет не только обязательств, но и прав на ее использование. Таким образом, упомянутые выше обязательные условия признания оценочной деятельности публичной отсутствуют. Я считаю, что современное регулирование оценочной деятельности пришло в противоречие с ее правовой природой.
- Тем не менее, жить и работать оценщикам, в том числе – и из вашей компании, придется теперь в новых условиях. Как вы полагаете исполнять обновленный закон?
- Каков бы ни был закон, это закон. К счастью, Российская коллегия оценщиков и Северо-Западное общество оценщиков, членами коих мы являемся, поставили перед собой задачу осмысленного исполнения закона и максимально смягчить негативные последствия его принятия. В строгом соответствии с буквой закона нами сформирована модель саморегулирования, исключающая неопределенность ответственности перед потребителем оценки и выстраивающая слаженные трудовые отношения внутри оценочных компаний.
А еще, если честно, по-прежнему есть надежда, что в закон будут внесены и более принципиальные изменения. Ведь о негативных последствиях принятия модели развития рынка оценки, ориентированной на мелкого частника, высказались компетентные и весьма авторитетные юристы, а так же крупные потребители оценочных услуг, такие как Росимущество, банки, ОАО «РЖД», а также руководители Торгово-промышленной палаты РФ, Федеральной нотариальной палаты, Аудиторской палаты. Закон об оценке нужно менять концептуально. И если рынок созрел для саморегулирования, то саморегулируемые организации должны принимать реальное участие так же и в подготовке изменений в законодательстве. Надеюсь, это еще случится.
Беседовала Анна Донецкая