АВТОТЕХНИКА СЕГОДНЯ, ИЛИ О НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЯХ НПВ

Глава 1.

Автотехника – техническая наука, детально изучающая все аспекты, связанные с системой ВАДС. Данная сокращенная аббревиатура подразумевает под собой: 

  • В –водитель;
  • А –автомобиль;
  • Д –дорога;
  • С –среда (имеется в виду, окружающая).
В рамках рассмотрения любой дорожной ситуации, или страхового случая комплексному изучению подлежат:

Водитель и все что с ним связано, а именно:

  • Стаж водителя и уровень его водительского мастерства;
  • Его возможное состояние в момент происшествия, с точки зрения соблюдения им лично (или лиц за это ответственных) режима труда и отдыха данного конкретного водителя;
  • Уровень его зрительного, слухового и сенсомоторного реагирования на различные раздражающие факторы, в т.ч., сравнение их со среднестатистическими общепринятыми показателями;
  • Его способность к восприятию различных объектов на дороге с учетом существующей видимости, дорожных и погодных условий, в т.ч., сравнение их со среднестатистическими общепринятыми показателями;
  • Влияние фактической массы тела данного конкретного водителя (а также массы перевозящих им пассажиров и дополнительного груза) на общие показатели и факторы, влияющих на динамику движение данного ТС, в той или иной дорожной ситуации;
  • Определение в той или иной ситуации, соответствий действий водителя требованиям ПДД РФ, ФЗ-193 «О безопасности дорожного движения» и иных, действующих положений и требований;
  • Определение на том, или ином этапе предшествующем ДТП (или страховому случаю) технической (или объективной) возможности у водителя для предотвращения происшествия.

Автомобиль и все что с ним связано, а именно:

  • Модель, год выпуска, наличие определенных опций сопутствующих повышению степени безопасности дорожного движения;
  • Общее техническое состояние ТС и его отдельных систем, основных агрегатов и иных элементов в вопросе соответствия (или несоответствия) их нормам существующих стандартов, технологий и правил, а также безопасности дорожного движения;
  • Определение факта повреждений (или выхода из строя) автомобиля, его отдельных систем, основных агрегатов и других элементов с точки зрения соответствия (или несоответствия) данного факта существующим нормам, стандартам, технологиям, регламентам и правилам;
  • Определение причин и наиболее вероятных обстоятельств образования повреждений автомобиля, его отдельных систем, основных агрегатов и других элементов в вопросе соответствия (или несоответствия) их указанным в официальных документах обстоятельствам;
  • Установление наиболее вероятных траекторий движения ТС и его местоположение на этапах этого движения в конкретные промежутки времени, с проведением специальных расчетов и построением масштабных схем;
  • Установление причин возникновения бокового увода, заноса или опрокидывания ТС в различных дорожных ситуациях, с проведением соответствующих расчетов и при необходимости, с построением масштабных схем;
  • Установление скоростей движения ТС с проведением специальных расчетов и построением масштабных схем (в том числе, при отсутствии на дорожном покрытии следов торможения, волочения или бокового юза);
  • Определение технических параметров конкретного ТС, с точки зрения его технической возможности остановки или иных действий, предпринятых его водителем, связанных с предотвращением любого вида ДТП.

Дорога, и все что с ней связано, а именно:

  • Принадлежность той или иной дороги соответствующему классу;
  • Соответствие существующих параметров дороги (положение в продольном, поперечном планах и положение над уровнем моря), требованиям существующих стандартов, технологий и правил;
  • Соответствие дислоцированной на дороге дорожной разметки, дорожных знаков, направляющих и оградительных устройств, светофоров, требованиям существующих стандартов и правил;
  • Соответствие сопутствующих дороге зеленых насаждений и иных защитных экологических сооружений, а также придорожных путепроводов и иных коммуникаций, требованиям существующих стандартов, технологий и правил;
  • Определение сцепных качеств дорожного полотна с учетом тех или иных погодных и климатических условий;
  • Определение продольного и поперечного профиля дороги, а также радиуса ее закругления с проведением измерений;
  • Определение состояния дорожного полотна, с точки зрения его соответствия (или несоответствия) существующим стандартам, правилам и требованиям безопасности дорожного движения;
  • Соответствие (или несоответствие) регламента проведения на дороге ремонтных и иных работ, требованиям существующих стандартов, норм и правил.

Окружающая среда, и все что с ней связано, а именно:

  • Состояние на момент происшествия уровня освещения, видимости и уровня совокупного восприятия отдельных объектов, возникающих в поле зрения водителя, при отдельной скорости движения и в различное время суток;
  • Наличие на момент происшествия силы и уровня таких природных явлений, как дождь, снег, град, температура воздуха, продольный и боковой ветер и пр., и их влияние на динамику движения любого из участников ДТП (или иного страхового случая);
  • Изучение предпринимаемых рядом с исследуемым автомобилем (или иным механическим средством), человеком, дорожным полотном или прилегающей к ней территории, а также к прилегающим к дороге зданиям, сооружениям и коммуникациям каких-либо действий, не предусмотренных плановой ситуацией, и влияние данных действий на возникновение ДТП, или страхового случая.

Глава 2.

НПВ – в сокращенном варианте «не представляется возможным».

К написанию этой статьи, меня подвигли события и наблюдения, в течении достаточно многих лет практики. Плотно занимаясь исследованиями в области безопасности дорожного движения и выявления причин и обстоятельств, способствующих возникновению ДТП, вначале на государственной должности, а затем, в качестве эксперта, позволили сделать неутешительные выводы. А именно:

Достаточно уверенно можно говорить о том, что 70-80% автотехнических исследований на территории Санкт-Петербурга, области, иных регионов Северо-Запада и России в настоящее время являются необъективными, а выводы, построенные на них, ошибочными. Не сложно догадаться, что учитывая и принимая их во внимание, органы дознания, следствия или суда повсеместно выносят решения, которые не способствуют быстрейшему устранению конфликтных ситуаций. Бывают случаи, когда тяжбы длятся годами! 

Если мы обратимся к Федеральному Закону об экспертной деятельности на территории РФ, то обнаружим что: задачей государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям и прокурорам в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

То есть, главная задача эксперта – помочь судье, следователю или дознавателю, сформировать свое личное мнение о ситуации, которое способствовало бы более объективному и скорейшему решению по делу.

Однако, эксперты-автотехники, зачастую игнорируя свои обязанности предусмотренные законом, основывают свои заключения на поверхностном изучении механизма дорожно-транспортного происшествия, обосновывая это «отсутствием тех или иных данных». А сказав об этом, многие вопросы просто сводят к понятию «не представляется возможным». Давайте разберемся, почему это происходит?

И так, для начала разберем, что же входит в понятие механизма дорожно-транспортного происшествия? Из методических рекомендаций ВНИИСЭ:

«Под механизмом происшествия, который устанавливается, в общем виде следует понимать процесс сближения транспортного средства (или транспортных средств) с местом возникновения аварийной ситуации (местом наезда, столкновения, опрокидывания и т.п.), с момента возникновения опасной обстановки, и процесс развития аварийной ситуации до момента, когда наступление вредных последствий прекращается.

При исследовании процесса сближения транспортного средства с местом возникновения аварийной ситуации эксперт устанавливает следующие обстоятельства происшествия:

  • характер и направление (полосу) движения транспортного средства и препятствия (если оно перемещалось);
  • расположение транспортного средства и препятствия в момент возникновения опасной обстановки;
  • место возникновения аварийной ситуации»

То есть, из вышеизложенного следует, что для более полного и всеобъемлющего изучения любого ДТП, такие понятия, как: скорости движения; направления и траектории движения; углы столкновения (наезда); место (или места) столкновения или наезда, эксперт должен устанавливать сам, без ссылок на разные версии, озвученные как самими участниками ДТП, так и различными свидетелями. Так как совершенно очевидно, что эти сведения могут являться или просто ошибочными, или заведомо ложными.

Могу уважаемому читателю сказать о том, что в распоряжении специалистов-автотехников имеются достаточно много способов и методик, для максимально полного изучения всех этапов ДТП (они были разработаны нашими и западными учеными еще в 70-80 годах прошлого столетия), которые упорно экспертами не используются.

Приведу один пример. Самый, пожалуй, значимый аспект любого механизма ДТП, является установление скоростей движения взаимодействующих объектов. Это отправная точка, от которой можно далее изучать такие понятия, как момент возникновения опасности и техническая возможность (а изучив их, далее возможно делать выводы о правомерности действий того, или иного водителя в привязке к требованиям ПДД РФ).

Такая система исследования, позволяет прослеживать подробное, поэтапное перемещение участников ДТП до его возникновения, как в пространстве, так и во времени, ибо эти физические составные целиком и полностью связаны со скоростью.

Однако, в большинстве случаев эксперты пытаются убедить общественность на страницах своих исследований в том, что если отсутствуют следы торможения или бокового заноса, скорость рассчитать невозможно. Это не так, и многие кто это пишет, сами же об этом прекрасно осведомлены. Следы торможения или юза на дорожном покрытии могут не существовать по многим причинам. Например, в связи с тем, что их просто не зафиксировали на схеме, или они не могли образоваться по причине мокрого (или скользкого) покрытия, или по причине работы анти-блокировочной системы автомобиля. Но, отсутствие следов, вовсе не говорит об отсутствии самой динамики движения того или иного объекта которую, было бы невозможно рассчитать физико-математическим, а по-иному говоря, экспертным путем!

Вот так и получается, что уклоняясь от расчета скоростей фигурантов ДТП, как по своей не компетенции, так и просто по нежеланию (работа с методиками расчета скоростей очень трудоемкая), эксперт не может независимым образом исследовать механизм ДТП, изучить все его составляющие, и выяснить, действия кого из участников к нему привели.

Бондаренко Игорь Олегович, эксперт–автотехник.
Стаж работы по проведению автотехнических, транспортно-трасологических,
технических и дорожных исследований и судебных экспертиз с 2002г.