«Патриота» приравняли к иномаркам
- Опубликовано: 06 марта 2008
Значимым событием для всех псковских автомобилистов стало совещание экспертов-оценщиков, прошедшее на минувшей неделе в Торгово-промышленной палате Псковской области. Почти не замеченная широкой публикой рабочая встреча оценщиков, специализирующихся на оценке автотранспорта, была направлена на согласование среднерыночной стоимости нормачаса, которая будет применяться при оценке ущерба стоимости автомобиля, пострадавшего в ДТП.
Для всех автовладельцев это означает, что при наступлении страхового случая по ОСАГО они получат компенсацию, максимально приближенную к реальной стоимости восстановления автомобиля, и в случае необходимости смогут отстоять оценку повреждений в суде любой столицы, опираясь на региональные нормы, коллегиально подтвержденные всеми оценщиками Псковской области. Ведь ни для кого не секрет, что повреждения автомобиля, попавшего в аварию, вызывают совершенно разную реакцию у страховых компаний и ремонтных сервис-центров: одни стремятся сократить страховые премии и склонны считать любые повреждения незначительными, преувеличивать износ транспортного средства, а вторые, напротив, норовят раздуть смету обычного ремонта до масштабов капитального и выставить автовладельцу свою цену. А где-то посередине находятся эксперты-оценщики, которые призваны уравнять претензии страховщиков, ремонтников и автовладельцев, реально оценивая объем и стоимость предстоящего восстановления автомобиля до предаварийного состояния. И в этой ситуации любая вариативность оценок играет против оценщиков. С другой стороны, работая по единым стандартам и одним и тем же методикам, они, конкурирующие консалтинговые фирмы, могут прийти к синхронности результатов и, опираясь на легитимность принятых региональных норм, выдержать натиск страховщиков, ремонтников и даже клиентов. Ведь правила устанавливаются, чтобы их соблюдать.
Но есть и вторая сторона проблемы необходимого принятия региональных норм, о которой нам рассказала главный идеолог и организатор совещания оценщиков, генеральный директор Независимой экспертной компании «Мосэкспертиза-Псков» Лариса Семенова:
- Большинство страховых компаний, работающих на рынке ОСАГО в Псковской области, являются филиалами более крупных столичных компаний, а те, проверяя обоснованность оценок, представляемых к выплатам в Пскове (так уж у большинства заведено!), часто возмущаются оценкой стоимости ремонтных работ, потому как у нас они зачастую выше, чем в Санкт-Петербурге и в Москве. Да что говорить, у меня была возможность познакомиться с работой латвийских коллег и с их стандартами. Так вот, по всей территории Латвии утверждены единые стоимости нормо-часа на разные марки машин, и они значительно ниже наших. Конечно, этому, наверное, есть объективные объяснения – и ремонтная база, и конкуренция среди столичных компаний, практически отсутствующая у нас, но, как бы то ни было, наши нормативы страховым компаниям порой приходится доказывать в судах. И в одиночку, в каждом конкретном случае это делать достаточно сложно.
Тогда как согласованные и подписанные значительным числом оценочных компаний цифры уже могут претендовать на нормативную легитимность в данном регионе.
Подобная договоренность нами будет достигнута уже не впервые, в этом году к соглашению присоединилось больше оценщиков, чем прежде. За основу обсуждения были взяты данные, собранные, подготовленные и проанализированные специалистами нашей организации по основным ремонтным предприятиям г. Пскова. Анализ ситуации показал, что за прошедший год стоимость ремонтных услуг значительно выросла.
Надо отметить, что не смотря на детальную проработку всех вопросов, ряд вопросов вызвал горячее обсуждение специалистов-оценщиков и привычное деление автомобилей по маркам и возрасту пришлось расширить – специально для моделей, имеющих свою ремонтную специфику. Таким образом, полагаясь на собственный опыт и рыночные расценки, эксперты приравняли по ремонтным нормо-часам УАЗ-«Патриот» к иномарке. Такая же участь была уготована и «Ниве-Шевроле», которая хотя и считается отечественным автомобилем, ремонтируется по нормам западного родственника. Кроме того, эксперты решили подправить стоимости ремонтных часов для автобусов иностранного производства, грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов. Интересно, что поправки, хоть и незначительные, коснулись, в основном редко встречающихся автомобилей и все были направлены в сторону увеличения. Экспертный опыт подтвердил правду жизни: ремонт всегда обходится дороже, чем планируется.
Главным итогом совещания псковских оценщиков стало соглашение, подписанное руководителями девяти экспертных компаний о принятии согласованной среднерыночной стоимости нормо-часа выполнения кузовных и малярных работ для автомобилей различного класса, отечественных и иномарок. Также в результате коллективного обсуждения дороже стал нормо-часа работы эксперта-оценщика, так как изменения в «Законе об оценочной деятельности» серьезно увеличили нагрузку на профессию. Было решено, что подобные совещания можно проводить и чаще, чем раз в год, если возникнет необходимость цеху оценщиков отреагировать на какие-либо сюрпризы рынка.
Анна Донецкая