Приятные новости рынка ОСАГО

Рынок страхования автогражданской ответственности уже прочно вошел в жизнь каждого автомобилиста в качестве осознанной и узаконенной на государственном уровне необходимости. Закон об ОСАГО постоянно «шлифуется» в парламенте с учетом наработанного в практике опыта и системы страховых штрафов-поощрений «бонус-малус», иногда радует автомобилистов детализацией, устраняющей возможность разночтений, иногда удивляет оторванностью от жизни, что проявляется, к примеру, в перманентном отсутствии реестра экспертов-техников, обещанных еще в рождении ОСАГО. И все же с каждым годом ОСАГО становится нам роднее, конкретнее и четче.

Особенно радует, что и псковские специалисты, работающие в практике ОСАГО, активно участвуют в процессе формирования единых правовых основ регионального рынка автострахования и, не смотря на существующую между ними конкуренцию, готовы приходить к соглашениям во благо клиентов. Так, на минувшей неделе за круглым столом компаний-оценщиков на рынке ОСАГО в Торгово-промышленной палате было подписано соглашение, устанавливающее общие базисные нормы ремонтных работ, характерные для нашего региона. Событию этому предшествовала большая подготовительная исследовательская и организационная работа, которую инициировала и провела Независимая экспертная компания «Мосэкспертиза-Псков».

О соглашении и иных «радостях» ОСАГО этого года – наше интервью с генеральным директором НЭК «Мосэкспертиза-Псков» Ларисой Семеновой.

- Лариса Альбиновна, о чем удалось договориться псковским оценщикам?
- Мы уже не раз отмечали, что при подсчете ущерба по ОСАГО разброс итогов у разных оценщиков бывает весьма значителен, но мы должны стремиться к каким-то общим константам, единым для всего цеха оценщиков и объективно отражающим рыночную ситуацию ремонтных услуг региона. Методики расчета ущерба оценщиками используются, как правило, одни и те же, на базе одного или близкого программного обеспечения, единственной изменяемой величиной в расчетах, по сути, остается стоимость нормочаса. В разных ремонтных организациях, для разных автомобилей и видов ремонтных работ она своя. В расчетах применяется обычно усредненный показатель двух-трех автомастерских, но даже если базовые данные – стоимости нормочаса могут незначительно различаться, в итоговой сумме отчета оценки эта разница могла бы быть существенной.

Хочу напомнить, как рождается та цифра, которую выплачивают в плане компенсации за ремонт автомобиля потерпевшему в ДТП. Расчет строго считается по программе ремонта, в которую производитель закладывает норму времени (трудовых затрат), которые необходимы для производства тех или иных ремонтных работ. Объем трудозатрат все считают одинаково, а вот дальше возникает следующая позиция – сколько стоит этот труд? На какую цифру следует умножить результат? Этот показатель называется нормочас, в каждой ремонтной организации он свой, мы же, оценщики, чтобы быть объективными, должны отталкиваться от показателя, среднего в регионе.

До того, как собрать Круглый стол, усилиями нашей организации мы провели большую подготовительную работу, сделали запросы по различным видам во все псковские организации, осуществляющие лицензированную ремонтную деятельность, с тем, чтобы максимально достоверно определить искомые средние показатели – стоимость нормочаса в нашем регионе, проанализировать, за какие деньги готовы работать наши ремонтные организации.

В итоге родился документ, объединивший нас с коллегами за круглым столом – Соглашение о согласовании стоимости нормочаса для выполнения ремонтных работ транспортных средств, побывавших в аварии, базирующееся на средних рыночных ценах региона и ставшее рабочим документом для всех девяти организаций оценщиков, его подписавших.

- Насколько это важно для оценщиков и людей, к ним обращающихся – пострадавших в ДТП?
- Об этом свидетельствует, по крайней мере, тот факт, что оценщики откликнулись на приглашение и собрались за круглым столом для выработки единого решения, не смотря на то, что все по сути являются конкурирующими организациями. Активную позицию задали абсолютно все,  кто участвовали в мероприятии. Такая цеховая солидарность не может не радовать, все понимают, что установка единых норм работы выгодна для клиента. Кроме того, соглашение, подписанное не одним, а большинством оценщиков региона должно быть убедительным для страховых компании и защитить выплаты, положенные нашим клиентам от их подозрительности.

Дело в том, что три года назад мы – тогда пять оценочных компаний - принимали аналогичное соглашение по стоимости нормочаса, и уже тогда столкнулись с недоверием к этим цифрам со стороны головных страховых компаний, расположенных в Москве и Санкт-Петербурге. Москвичам и питерцам кажется, что у нас, в глубокой провинции, цены на ремонт автомобилей должны быть значительно ниже, чем у них. Тем более, что при продаже страхового полиса ОСАГО псковичи пользуются скидками на регион. Но так уж получается, что скидки скидками, но если машину нужно отремонтировать, в Пскове это реально дороже, чем в Москве или Санкт-Петербурге. Рынок услуг у нас очень недешевый. И нынешнее соглашение отразило повышение цен, которое произошло за последние годы.
Для автомобилистов наше соглашение является надежной защитой. Если с мнением одного оценщика по нормочасу страховая компания еще может поспорить (они это делают, как правило, уменьшая суммы, представленные к выплатам), с цифрами, утвержденными соглашением большинства, спорить трудно.

- Значительно ли увеличилась стоимость нормочаса относительно прежнего соглашения?
- По сравнению с расценками трехгодичной давности, стоимость нормочаса сегодня увеличилась, хотя и не так значительно. С конца прошлого года эксперты уже стали констатировать, что денег, получаемых по ОСАГО, автомобилистам на проведение качественного ремонта не хватает, в связи с чем и возникла необходимость проведения коррекции прежнего соглашения.

Если говорить о цифрах, можно сравнить: нормочас для модели ГАЗ – «Волга» раньше составлял 350 рублей, сейчас – 380. В пересчете на весь объем работ в зависимости от числа повреждений разница может оказаться весьма существенной. Окраска стала дороже, раньше нормочас составлял 400 рублей, сейчас - 450.

- Есть ли в нынешнем соглашении принципиальные отличия по сравнению с прежним документом?
- Действительно, мы зафиксировали документально положение, которое касается гарантийных машин и машин, находящихся на фирменном обслуживании: для них расчеты производятся по расценкам конкретного сервис-центра. Если машина на гарантии, она должна ремонтироваться там, где ей предписал завод-производитель, чтобы не потерять эту гарантию. Если машина находится на фирменном обслуживании, и у владельца есть сервисная книжка со всеми печатями и так далее, машина должна ремонтироваться там, где приписана, что позволит сохранить эту гарантию. Даже если в этой организации очень дорогой нормочас, дорогие запчасти и так далее, никто не имеет права лишить потребителя права обслуживаться там, где он, согласно документам, обслуживаться должен.

Таким образом мы зафиксировали общую ценовую тенденцию: повышение по некоторым позициям чуть больше, по некоторым – чуть меньше, кое что осталось без изменения, это и есть отражение рыночной ситуации.

- Какие изменения на рынке ОСАГО прошло года вы считаете особенно важными?
- Теперь закон очень четко расписывает, как должен вести себя потерпевший в ДТП. В частности, подчеркивается, что он имеет право сам заказать экспертизу у независимого оценщика и предъявить в страховую компанию, и именно по этой независимой оценке должна рассчитываться выплата. Единственно, что при этом необходимо показать свое пострадавшее авто страховщику. Таким образом диктату страховых компаний положен конец: решение, к кому обратиться за оценкой, в руках потерпевшего, прописано четко и однозначно. Раньше формулировку о том, что «страховая компания обязана организовать независимую экспертизу» страховщики трактовали, как свое право. Еще одно позитивное изменение в  сфере ОСАГО: четче обозначена ситуация по утрате товарной стоимости автомобиля. Это касается  машин до 5 лет с определенным пробегом. Появились комментарии Верховного суда, где разъясняется, что это считается реальным ущербом и подлежит выплате страховой компанией. Выплат по этой статье стало больше и люди чаще пользуются пунктом об утрате товарной стоимости.

Анна Донецкая