Инструкции на особый случай

30 октября - День Автомобилиста
Профессиональный праздник работников автомобильного транспорта отмечается в России с 1996 г. на основании Указа Президента Российской Федерации от 07.11.96 N 1435 "Об установлении Дня работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства" в последнее воскресенье октября.

В 1769 году француз Николя Жозеф Кюньо сконструировал первую в мире самодвижущуюся повозку, но тогда гениальный изобретатель и предположить не мог, что своим детищем он открывает новую эру в истории развития человечества. Построенный Кюньо прототип современного автомобиля приводился в движение паровым двигателем и был предназначен для транспортировки пушек. Будучи "земным тихоходом" и двигаясь со скоростью всего 5 км/час, этот примитивный "паромобиль" уже тогда представлял собой источник повышенной опасности. Именно с изобретением Кюньо, по мнению историков, связана первая в мире автомобильная катастрофа. Однажды тяжелая повозка "на всех парах" въехала в каменную стену. Стена, как говорится, "отделалась легким испугом", а вот неуклюжее транспортное средство серьезно пострадало... С тех пор "испарилось немало воды", и стремительный ритм современной эпохи диктует свои условия. Сегодня люди просто не представляют себе жизнь без автомобилей, число которых на улицах российских городов с каждым годом заметно возрастает. Одновременно с этим растет и число дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых терпит крушение дорогостоящая и все более сложная автомобильная техника.

Два года работы федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» сформировали у автомобилистов определенное спокойствие за последствия ДТП, хотя каждый, кто впервые сталкивается с процедурой возмещения убытков открывает в ней для себя ряд неприятных моментов. К примеру, в народе по-прежнему популярно ожидание, что сумма страхового возмещения будет соответствовать реальной сумме ремонта. Как сделать, чтобы ожидание это максимально оправдалось? Многое зависит от правильности действий владельцев транспортных средств как в случае аварии, так и до нее.

Рекомендации читателям «Псковской правды» дают специалисты отдела технической экспертизы Независимой экспертной компании «Мосэкспертиза-Псков». О практических тонкостях проведения автоэкспертизы и оценки транспорта, о методиках получения различных оценочных характеристик и причинах появления разных стоимостных показателей автомобиля читатели нашей газеты уже знают. Но, как оказалось, не менее редко к экспертам обращаются за подсказкой о порядке действий в случае ДТП, в ряде случаев – с опозданием, не позволяющем исправить отдельные ошибки. В случае, если водитель не контролировал ситуацию оформления повреждений инспектором ГИБДД, прежде чем передать дело в руки профессионалов оценки, специалисты бывают бессильны сбалансировать в своих отчетах реальную стоимость восстановления автомобиля и сумму оценки повреждений. Поэтому сегодня в советах ряд конкретных инструкций водителю и пожелание, чтобы они не пригодились на практике.

На месте аварии

1. Если произошла авария, нельзя и расслабляться. От этого все равно никому не станет легче, а вот навредить себе необдуманными действиями (или бездействием) можно довольно здорово.

2. При осмотре поврежденного транспортного средства прибывшими на место происшествия сотрудниками ГИБДЦ нельзя оставаться сторонним пассивным наблюдателем. Помимо очевидных кузовных разрушений, постарайтесь обратить внимание инспектора на так называемые "скрытые повреждения", которые можно обнаружить даже при первичном осмотре автомобиля.

Попытайтесь открыть капот и осмотреть состояние лонжеронов и брызговиков. Открывая капот, обязательно сначала проверьте, не "ложится" ли он на передние крылья или лобовое стекло. То же самое относится и к крышке багажника.

Не поленитесь и внимательно осмотрите днище автомобиля. Для этого желательно всегда иметь в машине электрический фонарь на батарейках, который может здорово пригодиться в этом случае, особенно если осмотр проводится в темное время суток. Обратите внимание на места крепления отдельных деталей автомобиля: фар, декоративных решеток, пластиковых деталей (глубину повреждений окрашенной и неокрашенной части пластика). Проверьте уровень масла в двигателе, автоматической трансмиссии и рабочих жидкостей в гидравлических системах автомобиля. Если машина заводится, постарайтесь на слух определить: нет ли повышенной шумности в системе выпуска отработавших газов.

При сильных столкновениях внимательно осмотрите кузов автомобиля на предмет равномерности зазоров между деталями, наличие складок металла на панелях крыши, отслоение герметика сварных швов, "мягкость" открывания и закрывания дверей и т.п. Необходимо добиться, чтобы все повреждения были внесены в протокол осмотра.

Совсем не требуется пытаться навязать инспектору свое личное мнение. Достаточно тактично обратить его внимание на те повреждения, которые он, вольно или невольно, просто упустил из виду. Сейчас сотрудники ГИБДД обязаны вносить в протокол не только наружные, но и все видимые повреждения транспортного средства.

Действия виновника ДТП

После того, как оформление ДТП закончено, в дело вступают эксперты. Потерпевший или его страховая компания назначают проведение независимой экспертизы с целью определения нанесенного транспортному средству фактического ущерба. Всем виновникам ДТП, несмотря на занятость, рекомендуется присутствовать на проводимом экспертами осмотре, особенно, если пострадало дорогостоящее транспортное средство.

Не надо забывать, что страховая компания, в которой застрахована "автогражданка", несет ответственность только в пределах 120000 рублей за поврежденное имущество, а размер фактического ущерба может быть существенно больше. Помните, факт отсутствия на осмотре поврежденных транспортных средств, если их владельцы были оповещены об этом надлежащим образом, заносится в Акт осмотра, что может негативно отразиться на дальнейшем сценарии развития событий. Итоговые документы, содержащие результаты экспертизы, выдаются заказчику, т.е. или страховой компании, направившей на осмотр, или самому потерпевшему, если осмотр организовал именно он. В случае отсутствия уверенности в объективности будущего заключения, можно пригласить на осмотр независимого эксперта из другой компании, обладающей соответствующей лицензией, и провести параллельную оценку, выступая в роли заказчика. Правда в этом случае придется оплачивать данную процедуру отдельно, но и экспертное заключение получит уже сам заказчик.

Сейчас многие оценочные компании предоставляют такую услугу, как "консультационное" сопровождение клиента. То есть, виновник ДТП приглашает "своего" специалиста на осмотр для того, чтобы убедиться в объективности мнения оценщиков потерпевшего. При этом можно поручить своему эксперту составить акт осмотра, без выдачи заключения о стоимости ремонта, что может быть дано позднее, если возникнут разногласия по оценке.

На осмотре виновнику ДТП необходимо:

1. Обращать внимание экспертов на наличие застарелых дефектов осматриваемого транспортного средства (ржавчина, царапины, сколы лакокрасочного покрытия автомобиля, следы предыдущих ремонтов и т.п.), пробег, комплектацию и т.п. Если какие-то детали уже были повреждены до аварии, необходимо добиться, чтобы об этом было упомянуто в акте осмотра.
2. Все используемые в акте термины должны быть однозначны и понятны.
3. В случае несогласия с мнением эксперта, необходимо внести свои замечания в акт осмотра. Обращайте внимание на то, чтобы все поля в Акте осмотра были заполнены, а в свободных местах стояли прочерки типа размашистой буквы "Z".

Действия потерпевшего в ДТП

Для получения объективной информации о стоимости ремонта и величине ущерба, нанесенной пострадавшему в ДТП транспортному средству следует обратиться в независимую экспертную компанию.

Необходимо пригласить на осмотр своего автомобиля виновную в ДТП сторону. Оповещение виновника аварии осуществляется телеграммой с уведомлением о вручении получателю. Место, дату и время проведения осмотра лучше указать прописью.

Предоставленный на осмотр автомобиль необходимо помыть, так как это поможет эксперту выявить даже самые мелкие повреждения лакокрасочного покрытия.

Если на автомобиле проводилась замена дорогостоящих агрегатов, цена которых превышает 3% от стоимости машины, это в обязательном порядке следует указать в Акте осмотра, предоставив при этом документальное подтверждение данного факта. В случае, если автомобиль находится на гарантийном обслуживании или имеется договор на его техобслуживание с конкретной фирмой, это тоже должно быть отражено в акте осмотра.