Краеугольные камни ОСАГО

Сегодня на вопросы автовладельцев-читателей «Псковской правды» отвечает начальник отдела технической экспертизы независимой компании «Мосэкспертиза-Псков» Сергей Фоменко.

«По закону об обязательном страховании гражданской ответственности автомобилистов оценку ущерба осуществляет эксперт-техник. Но, как я узнал, таких специалистов нет в природе: реестр еще не создан. Кто еще вправе оценивать автомобили, и насколько законен статус этих специалистов?»

- В настоящее время проблема экспертов-техников уже решается, реестр открыт, в сентябре в нем могут появиться псковские специалисты (предполагается специальная аттестация). Но, в том, что касается практики оценки по ОСАГО, поводов для волнения нет: автогражданке благополучно исполнилось 2 года, и в Пскове сегодня десятки сертифицированных специалистов обладают специальными знаниями и дипломами, позволяющими им осуществлять оценку автотранспорта, идет ли речь об определении рыночной стоимости для оформления наследства, таможенных документов, купли-продажи, или – для оценки повреждений, полученных в ДТП, и утраты рыночной стоимости автомобиля после аварии. Выделение специализации экспертов-техников почувствуют только специалисты.

Дело в том, что разработчики положения об эксперте-технике вложили в него, по собственному признанию, семь профессиональных составляющих на базе высшего технического образования с курсом специальной подготовки 900 учебных часов. Большинство экспертов, занимающихся сегодня оценкой автомобилей, профессиональные оценщики (спецкурс порядка 1000 учебных часов на базе высшего инженерного образования), часто – инженеры-автомобилисты. Их компетентность подтверждена сертификатами и лицензиями, сфера их деятельности в рамках ОСАГО – оценка повреждений и утраты рыночной стоимости автомобиля. Эксперт-техник, кроме того, должен обладать специальными знаниями для восстановления картины аварии и определения характера повреждений автомобиля.

Насколько эти знания будут востребованы в практике ОСАГО, покажет время. Пока вопрос с аттестацией псковских экспертов-техников не решен, букву закона все уважают по-своему. Например, в нашей компании принято правило: над каждым отчетом работают как минимум два человека – инженер-техник и оценщик. Кроме того, существует двухступенчатая система проверки работ, защищающая от случайных ошибок. В результате страховые компании довольны качеством отчетов, а у клиентов не возникает вопроса относительно объективности оценки.

«Что такое потеря товарной стоимости автомобиля? В каких случаях она начисляется?»

-  Утрата товарной стоимости (УТС) при оценке повреждений начисляется только для новых автомобилей. Это отражает тот факт, что новая машина, побывавшая в аварии, сразу значительно теряет в рыночной цене: понятно, что она менее интересна потенциальным покупателям, чем аналог «в целлофане». Тогда как, если же речь идет об автомобиле со значительным сроком эксплуатации, разницы в ценах нет.

Согласно общепризнанной методике РД 37.009.015-98 утрата товарной стоимости считается в случае, если с момента выпуска автомобиля прошло не более 5 лет и его физический износ по шкале экспертных оценок составляет не более 40%. Кроме того, УТС не начислется, если автомобиль ранее полностью перекрашивался или поврежденные элементы имеют следы предыдущих аварий и ремонтов. Кроме того, утрата товарной стоимости автомобиля заложена в методике Э. Хальбгевакса: различий практически нет, разве что вторая методика несколько «мягче» по отношению к ранее проводившимся ремонтам.

Другое дело, что страховые компании не рассматривают сегодня УТС, поскольку в федеральном законе об ОСАГО эта позиция отдельно не оговаривается. Однако, известна практика выплаты УТС по судебным решениям, так как согласно методикам эта сумма является частью страхового возмещения.

В свете последних изменений в оценке ущерба по ОСАГО можно предполагать, что УТС канет в прошлое. Дело в том, что для экспертов-техников (которые вот-вот появятся и начнут работать по-новому) Ю. Андриановым выпущена специальная универсальная методика 001МР/СЭ. По ней УТС не рассчитывается. Вторая часть этой методики будет предназначена для страховых компаний и предполагает описание начисления выплат по ОСАГО на основании заключений экспертов-техников. Эти рекомендации еще не увидели свет в печатном варианте. Словом, к независимой экспертизе транспорта УТС теперь не будет иметь никакого отношения, а станет предметом исключительно судебных разбирательств между автовладельцами и страховыми компаниями.

«Мой автомобиль пострадал в результате ДТП. В страховой компанию виновника происшествия мне дали направление на оценку ущерба в конкретную экспертную компанию. Могу ли я доверять оценщикам, у которых договор со страховой компанией? Или лучше сразу обратиться в независимую компанию? Что делать, если мне насчитают меньшую сумму, чем необходимо для ремонта машины?»

- Согласно закону об ОСАГО, страховая компания должна обеспечить проведение независимой оценки. Это означает, что Вам должны указать по крайней мере один адрес, где можно произвести оценку ущерба пострадавшего автомобиля и оплатить работу специалистов. Существование договорных отношений между страховыми и экспертными компаниями, как правило, означает упрощение порядка расчетов для пострадавшего: за оценку платит непосредственно страховая компания.

Вы вправе самостоятельно выбрать оценочную фирму. В этом случае несколько изменится порядок оплаты: вы заказываете и оплачиваете отчет, а страховая компания затем компенсирует ваши расходы. Универсальных советов по выбору независимой компании нет, но, наверное, «плюсом» в пользу объективности можно считать совместную работу нескольких автоэкспертов.

Относительно того, что начисленной Вам суммы не хватит на реальный ремонт автомобиля, замечу, что, скорее всего так и будет, особенно, если ремонт предполагает замену отдельных деталей. На них будет начислен износ, тогда как покупать вам предстоит новые детали по рыночной стоимости. Можно, конечно, кое-что поискать на разборке: экономит каждый по-своему. В случае кардинального несогласия с суммой оценки или страховой выплаты Вы вправе отстаивать свои права в суде. Повторную оценку (в другой компании) оплачивает сторона, ее заказавшая (страховая компания или автовладелец).

Новости

30 августа 2020 ГОДА

30 августа 1999 года Независимая экспертная компания «Мосэкспертиза–Псков» начала свою деятельность. Вот уже 21 год эксперты нашей организации в своей работе демонстрируют независимость, объективность, профессионализм. В свой очередной день рождения подводим итого сделанному и строим планы на будущее. Многое меняется в нашем изменчивом мире, но только не эти принципы, которым мы верны все эти годы. Наш экспертный коллектив рад, что и впредь имеет возможность служить делу установления истины и быть полезным. Благодарим наших многочисленных заказчиков и партнеров, за то что вы были с нами все эти годы.

С уважением, генеральный директор, Семенова Лариса Альбиновна