Краеугольные камни ОСАГО

Сегодня на вопросы автовладельцев-читателей «Псковской правды» отвечает начальник отдела технической экспертизы независимой компании «Мосэкспертиза-Псков» Сергей Фоменко.

«По закону об обязательном страховании гражданской ответственности автомобилистов оценку ущерба осуществляет эксперт-техник. Но, как я узнал, таких специалистов нет в природе: реестр еще не создан. Кто еще вправе оценивать автомобили, и насколько законен статус этих специалистов?»

- В настоящее время проблема экспертов-техников уже решается, реестр открыт, в сентябре в нем могут появиться псковские специалисты (предполагается специальная аттестация). Но, в том, что касается практики оценки по ОСАГО, поводов для волнения нет: автогражданке благополучно исполнилось 2 года, и в Пскове сегодня десятки сертифицированных специалистов обладают специальными знаниями и дипломами, позволяющими им осуществлять оценку автотранспорта, идет ли речь об определении рыночной стоимости для оформления наследства, таможенных документов, купли-продажи, или – для оценки повреждений, полученных в ДТП, и утраты рыночной стоимости автомобиля после аварии. Выделение специализации экспертов-техников почувствуют только специалисты.

Дело в том, что разработчики положения об эксперте-технике вложили в него, по собственному признанию, семь профессиональных составляющих на базе высшего технического образования с курсом специальной подготовки 900 учебных часов. Большинство экспертов, занимающихся сегодня оценкой автомобилей, профессиональные оценщики (спецкурс порядка 1000 учебных часов на базе высшего инженерного образования), часто – инженеры-автомобилисты. Их компетентность подтверждена сертификатами и лицензиями, сфера их деятельности в рамках ОСАГО – оценка повреждений и утраты рыночной стоимости автомобиля. Эксперт-техник, кроме того, должен обладать специальными знаниями для восстановления картины аварии и определения характера повреждений автомобиля.

Насколько эти знания будут востребованы в практике ОСАГО, покажет время. Пока вопрос с аттестацией псковских экспертов-техников не решен, букву закона все уважают по-своему. Например, в нашей компании принято правило: над каждым отчетом работают как минимум два человека – инженер-техник и оценщик. Кроме того, существует двухступенчатая система проверки работ, защищающая от случайных ошибок. В результате страховые компании довольны качеством отчетов, а у клиентов не возникает вопроса относительно объективности оценки.

«Что такое потеря товарной стоимости автомобиля? В каких случаях она начисляется?»

-  Утрата товарной стоимости (УТС) при оценке повреждений начисляется только для новых автомобилей. Это отражает тот факт, что новая машина, побывавшая в аварии, сразу значительно теряет в рыночной цене: понятно, что она менее интересна потенциальным покупателям, чем аналог «в целлофане». Тогда как, если же речь идет об автомобиле со значительным сроком эксплуатации, разницы в ценах нет.

Согласно общепризнанной методике РД 37.009.015-98 утрата товарной стоимости считается в случае, если с момента выпуска автомобиля прошло не более 5 лет и его физический износ по шкале экспертных оценок составляет не более 40%. Кроме того, УТС не начислется, если автомобиль ранее полностью перекрашивался или поврежденные элементы имеют следы предыдущих аварий и ремонтов. Кроме того, утрата товарной стоимости автомобиля заложена в методике Э. Хальбгевакса: различий практически нет, разве что вторая методика несколько «мягче» по отношению к ранее проводившимся ремонтам.

Другое дело, что страховые компании не рассматривают сегодня УТС, поскольку в федеральном законе об ОСАГО эта позиция отдельно не оговаривается. Однако, известна практика выплаты УТС по судебным решениям, так как согласно методикам эта сумма является частью страхового возмещения.

В свете последних изменений в оценке ущерба по ОСАГО можно предполагать, что УТС канет в прошлое. Дело в том, что для экспертов-техников (которые вот-вот появятся и начнут работать по-новому) Ю. Андриановым выпущена специальная универсальная методика 001МР/СЭ. По ней УТС не рассчитывается. Вторая часть этой методики будет предназначена для страховых компаний и предполагает описание начисления выплат по ОСАГО на основании заключений экспертов-техников. Эти рекомендации еще не увидели свет в печатном варианте. Словом, к независимой экспертизе транспорта УТС теперь не будет иметь никакого отношения, а станет предметом исключительно судебных разбирательств между автовладельцами и страховыми компаниями.

«Мой автомобиль пострадал в результате ДТП. В страховой компанию виновника происшествия мне дали направление на оценку ущерба в конкретную экспертную компанию. Могу ли я доверять оценщикам, у которых договор со страховой компанией? Или лучше сразу обратиться в независимую компанию? Что делать, если мне насчитают меньшую сумму, чем необходимо для ремонта машины?»

- Согласно закону об ОСАГО, страховая компания должна обеспечить проведение независимой оценки. Это означает, что Вам должны указать по крайней мере один адрес, где можно произвести оценку ущерба пострадавшего автомобиля и оплатить работу специалистов. Существование договорных отношений между страховыми и экспертными компаниями, как правило, означает упрощение порядка расчетов для пострадавшего: за оценку платит непосредственно страховая компания.

Вы вправе самостоятельно выбрать оценочную фирму. В этом случае несколько изменится порядок оплаты: вы заказываете и оплачиваете отчет, а страховая компания затем компенсирует ваши расходы. Универсальных советов по выбору независимой компании нет, но, наверное, «плюсом» в пользу объективности можно считать совместную работу нескольких автоэкспертов.

Относительно того, что начисленной Вам суммы не хватит на реальный ремонт автомобиля, замечу, что, скорее всего так и будет, особенно, если ремонт предполагает замену отдельных деталей. На них будет начислен износ, тогда как покупать вам предстоит новые детали по рыночной стоимости. Можно, конечно, кое-что поискать на разборке: экономит каждый по-своему. В случае кардинального несогласия с суммой оценки или страховой выплаты Вы вправе отстаивать свои права в суде. Повторную оценку (в другой компании) оплачивает сторона, ее заказавшая (страховая компания или автовладелец).