Оценка бизнеса

Оценка бизнеса

Предприятие, как юридическая форма бизнеса, является объектом гражданских прав и рассматривается как имущественный комплекс, используемый для осуществления коммерческой деятельности (ГК РФ, ст.32).

В соответствии со ст. 132 Гражданского Кодекса РФ, "предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Бизнес в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью, т. е. оно или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором".

Оценка бизнеса необходима при купле-продаже, слияниях и поглощениях, реструктуризациях, принятии  управленческих решений, для решения задач инвестирования, привлечения капитала.

Формально стоимость бизнеса – это стоимость права на получение каких либо доходов. Складывается она  из стоимости активов за вычетом величины пассивов. Под активами понимается оборудование, недвижимость, интеллектуальная собственность, квалификация исполнителей и управленцев, складские запасы, денежные средства. Пассивы – различного рода обязательства и задолженности. Обязательно оценивается и эффективность работы компании, ее нынешние, прошлые и будущие доходы, перспективы и конкуренция на рынке в данном секторе.

При расчете стоимости бизнеса, так же как и при любой другой оценке, используется три основных подхода: затратный, сравнительный и доходный. Или же оценщик мотивирует, почему он отказывается от использования того или иного подхода.Оценка бизнеса необходима не только для проведения сделок купли-продажи или расчета его залоговой стоимости, но и для определения эффективности принятия управленческих решений, основным критерием выбора которых является увеличение стоимости компании.