Три вопроса экспертам

На протяжении двух с половиной лет «Псковская правда» совместно с экспертной компанией «Мосэкспертиза-Псков» ведут совместный социальный проект «Азбука потребителя», направленный на консультирование и просвещение псковичей в вопросах экспертизы и оценки, и динамика вопросов на протяжении этого времени показывает, что с каждым годом псковичи становятся все более грамотными потребителями, хорошо сознающими свои права и умело ориентирующимися в различных жизненных коллизиях. При этом проблема качества товаров и услуг не становится менее острой. Сегодняшние вопросы – из ряда наиболее характерных.

Отделка в новой квартире
«Покупая квартиру от застройщика, нужно быть готовому к некачественной, скоропортящейся отделке: в этом я убедилась на собственном опыте. Причем от друзей знаю, что достаточно часто эта проблема характерна именно для «элитного»  - дорогого, в престижных районах жилья. И первое, что приходится делать, это ремонт. Можно ли призвать к участию в этом мероприятии продавца квартиры? Что для этого нужно? Р.С. Никитина, Псков»

Отвечает эксперт отдела строительной экспертизы Светлана Назарова:
- Продавцы квартир – агентства недвижимости требуют от застройщиков обязательной первичной отделки, причем и те и другие, полагаясь на опыт, зачастую считают, что жильцы все равно захотят оформить жилье по-своему, а потому отделка должна быть минимальной и самой недорогой. Но при этом покупка жилья, как и любая другая, сопровождается гарантией застройщика. И если в течение оговоренных сроком двух лет испортилась столярка, отвалились «родные»  обои, покрылся «сеткой» унитаз  или потрескались потолки, все эти и иные дефекты становятся серьезным поводом для обращения к гарантодателю за исправлением недостатков или компенсацией.

На самом деле проблема распространена очень широко и в некоторых случаях выражается в весьма значительных суммах. Наиболее частыми причинами нареканий новоселов становятся: быстрая и значительная усадка линолеума, отслоение обоев, нарушение лакокрасочных покрытий стен и столярных изделий, некачественно выполненные (с зазорами, перекосами, трещинами) оконные рамы и дверные полотна, ржавчина на радиаторах отопления в местах соединения секций, следы шпатлевки, рубцы и трещины на потолках. Все эти недостатки служат основанием для проведения экспертизы качества отделки, выявления дефектов и составления сметы ремонтно-восстановительных работ.  Если вы не готовы доверить работу над ошибками строителям или собираетесь полностью и качественно поменять отделку, строительная организация может компенсировать свои недоработки в денежном выражении, но при этом сумма будет посчитана по смете исходя из первоначальной отделки. То есть поменять бумажные отслаивающиеся обои на новые виниловые,  а некачественную «столярку» на изделия из пластика за счет строителей не получится – придется рассчитывать на собственные средства.

Хочу заметить, что участившиеся в последнее время нарекания на качество отделки и выплаты по претензиям новоселов подвигают строителей предупреждать подобные недоразумения, например, отказываться от дающего быструю усадку линолеума на войлочной основе, использовать гипсокартон для зашивки стыков плит, предпочитать побелке потолков обои. Словом, обратной стороной процесса претензий становится тенденция к повышению качества  работ.

Доказать УТС автомобиля
«Попал в ДТП на новом автомобиле, а страховая компания отказывается возмещать утрату его товарной стоимости. Но ведь реально машина значительно потеряла в цене. Откуда проблемы с определением  УТС и как ее доказать? А.А. Маркелов, г. Великие Луки»

Отвечает начальник отдела технических экспертиз Сергей Фоменко:
- утрата товарной стоимости (УТС) автомобиля представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автомобиля и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долгговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие ДТП и последующего ремонта. Конечно, это понятие относится только к  относительно новой технике, для которой побывать в ремонте означает значительно потерять в цене. Однако взыскать УТС по страховке ОСАГО представляется достаточно проблематичным, потому как в действующая редакция  Закона об ОСАГО и Правила, по которым заключаются договора обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств   такого понятия не содержит.   В тоже время судебная практика  и вопросе подсчета утраченной стоимости позволяет  нет полной однозначности: до сих пор не существует единой утвержденной методики, обязательной для всех, и взыскивается УТС, как правило, только по судебным искам.

На сегодня существует два варианта подсчета УТС, причем методики существенно различаются между собой. По общепризнанной, наиболее универсальной, но до сих пор не получившей официального статуса методике РД 37.009.015-98, УТС может определяться в случае, если на день осмотра величина износа автомобиля не превышала 40%, а срок эксплуатации – пяти лет, и до аварии автомобиль не имел значительных повреждений или коррозийных разрушений, а при его восстановлении проводилась замена только съемных деталей. Техника расчетов построена на формулах, учитывающих доаварийную рыночную стоимость автомобиля и фактический срок службы, затраты на ремонт, включая стоимость материалов, запасных частей, трудовые затраты, накладные расходы (к примеру – вызов эвакуатора и др.).

Вторая (исторически – первая) методика, к которой все чаще прибегают в последнее время хороша тем, что утверждена Минюстом РФ от 15.12.2000г, то есть является официальной в рамках этого ведомства, хотя и несколько отличается от вышеназванной. В этом случае УТС рассчитывается только для автомобилей не старше 5 лет со степенью износа не более 35% в том случае, если для ремонта было необходимо произвести один из следующих видов ремонта: устранение перекоса кузова, замена несъемных элементов, полная или частичная окраска наружных поверхностей кузова или пластмассовых деталей, полная разборка салона. Иными словами, если ремонтное воздействие так или иначе нарушило качество заводской сборки. При этом, если речь идет об окраске кузова, УТС рассчитывается для отечественных автомобилей не старше 3 лет. В расчетах методики очень близки, однако, вторая из них дифференцирует затраты на восстановление лакокрасочных покрытий в зависимости от количества повреждений элементов окраски, имевшихся до аварии, и вообще отказывает в расчете УТС при замене и ремонте отдельных элементов автомобиля, не предполагающих нагрева и реставрации, если автомобиль ранее уже ремонтировался или окрашивался.

Собственно из-за этих отличий и не выработанной до сих пор единых методических рекомендаций для экспертов-техников, как впрочем, и из-за не оформленного окончательно института самих экспертов-техников, предусмотренного законом и так и не реализованного, возникают коллизии с реальным возмещением УТС автомобиля. Впрочем, положение есть, методики существуют, судебные прецеденты есть, иски принимаются, значит, на этот счет со страховыми компаниями можно спорить. Другое дело, что не каждый готов ввязываться в процесс, и на практике УТС часто остается не взыскиваемой.

Шубка с дефектом

«Собралась сделать себе подарок – новую шубу. Покупка предстоит дорогая, и мне важно знать, на какие моменты нужно обратить внимание, чтобы не ошибиться. М. Устюгова, Псков»

Отвечает эксперт отдела товарной экспертизы Елена Самойлова:

- От шубы мы ждем, что она согреет в морозы, будет удобна в носке и прослужит не один сезон. Для этого мех должен быть «зимним»: зимой у животных особенно густой подпушек, мех плотный и теплый. Мездра (оборотная сторона шкурки) должна быть мягкой, эластичной и – белой. Если мездра желтая, значит мех старый, залежавшийся. Рекламируемая «невесомость» шубы на деле означает сильно растянутые и перфорированные шкурки, потому следует помнить, что слишком легкое изделие из меха более красиво драпируется, но меньше согревает в морозы.

Если говорить об износостойкости разных видов меха, самым «долгоиграющим» является мех выдры (хорош до 20 зим), затем идут бобер (до 18 зим), енот, соболь, норка (не более 10 сезонов), каракуль, лиса, нутрия, ондатра (примерно – на 5 зим). Шиншила, кролик и козлик прослужат не долго – нормой считаются два сезона при бережной носке. Самый теплый мех у песца, соболя, лисицы, самый холодный – у сурка и горностая.

При выборе шубы полагайтесь на тактильные ощущения: ворс должен быть густым, блестящим, упругим, без проплешин. Хорошо выработанный мех «любит», когда его мнут и гладят против шерсти, легко принимает первоначальную форму.

Чтобы проверить качество меха, можно взять в щепотку несколько волосков и слегка приподнять за них шубку. Качественное изделие легко пройдет такую проверку. Пришитая наглухо подкладка должна внушать опасения: качественные изделия шьются так, чтобы можно было посмотреть качество мездры. Если мездра толстая (бобр, енот, нутрия), лучше выбрать шубу из кусочков (иначе она не сядет по фигуре, а будет стоять «колом»), но при этом следует обратить внимание, чтобы мех был направлен в одну сторону, не различался по цвету и фактуре. Осторожно следует подходить к окрашенным изделиям, стараясь понять, что в каждом конкретном случае означает окраска – дань моде или попытку скрыть дефекты. В последнем случае, как правило, используются более темные цвета. Чтобы проверить цвет на линьку, используйте влажную салфетку. И помните: крашенный мех изнашивается на 10-15% интенсивнее натурального.

И еще: шуба практичнее дубленки, и при удачной покупке она не станет старомодной ни через пять, ни через 10 и более лет.

Беседовала Анна Донецкая