О защите прав потребителя в сфере категории товаров народного потребления (одежда, обувь)

Во всем  мире 15 марта  отмечается Всемирный день прав потребителей. Впервые он был отмечен 15 марта 1983 года. В России этот день получил признание после принятия Закона № 2300-1 «О защите прав потребителей» 7 февраля 1992 года. С нарушением таких прав время от времени сталкивается каждый из нас. В то же время, как показывает практика, именно «потребительский» закон сегодня в нашей стране – один из самых эффективно работающих, и позволяет  отстоять свои интересы, даже не доводя дело до суда.

16 марта 2014 года   генеральный директор ЗАО «НЭК «Мосэкспертиза-Псков» Семенова  Л.А.  и эксперт-товаровед  Самойлова Е.Д.  приняли участие в семинаре, организованном  Некоммерческим партнерством  «Партнерство судебных экспертов» г. Санкт-Петербург в рамках Экономического Форума Индустрии и Моды в северной столице. Тема семинара «Практическое применение  Закона РФ «О защите прав потребителя» в сфере категории  товаров  народного потребления (одежда, обувь). Потребительский экстремизм.»

В семинаре принимали участи также представители торгующих организаций,  некоторые вопросы которых  и ответы на них считаем  необходимым  кратко привести в этом сообщении.

В какие сроки  продавцы должны организовать проведение экспертизы? (Как выяснилось, именно эта процедура   исполняется торгующими организациями с большими нарушениями)

Ответ:  на практике магазины едва ли не в каждом втором случае затягивают выполнение законных требований покупателей, ссылаясь именно на ожидание результатов экспертизы. При этом представители торговли нередко утверждают, что конкретных сроков проведения экспертизы закон не оговаривает. Либо – в лучшем случае - заявляют, что на данное мероприятие правила отводят 20 дней. На самом деле оба эти утверждения - откровенное нарушение прав потребителей.
Читаем Закон: «Экспертиза товара проводится в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя» (пункт 5 статьи 18 закона «О защите прав потребителей»). Сами эти сроки предусмотрены в статьях 20, 21 и 22 закона.

Поясним: если вы хотите, к примеру, сдать дефектный товар и получить назад уплаченные деньги, а продавец настаивает на проведении экспертизы, то на все про все магазину отводится максимум 10 календарных дней (статья 22 закона). Если вы решили обменять бракованный товар на качественный, то даже с учетом проведения экспертизы срок выполнения вашего требования не должен превышать 20 дней (статья 21 закона).

Важные нюансы:
- продавец имеет право отправить товар на экспертизу, если возник спор о причинах недостатка. Это возможно, в том числе, и в самое ближайшее время после приобретения вещи. Согласитесь: нельзя исключить, что покупатель, купив смартфон, уронил его в лужу сразу же за дверью магазина;
- в период действия гарантии проведение независимой экспертизы обеспечивает магазин за свой счет. Если гарантия на товар не предоставлялась либо она закончилась, то продавец вправе требовать, чтобы экспертизу оплатил покупатель. Однако при подтверждении производственного брака приобретенного товара магазин обязан возместить расходы на экспертизу. Если же в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (например, дефекты возникли при эксплуатации), потребитель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку.
- если продавец затягивает выполнение требования покупателя, в том числе, когда экспертиза длится бесконечно, применяются финансовые санкции. А именно: магазин обязан выплачивать покупателю неустойку в размере 1% цены товара за каждый день просрочки (статья 23 закона).

Всегда ли у покупателя возникает право на обмен товара надлежащего качества?
Ответ: Нет. Во-первых, обмену подлежат только товары,  неподошедшие покупателю по фасону, размеру, расцветке, комплектации, габаритам, форме. Все мы порой совершаем покупки необдуманно, поэтому законодатели, вероятно принимая во внимание и этот факт тоже, предусмотрели наиболее веские причины, которые могут давать право потребителю менять качественный товар или возвращать деньги за товар.

Во-вторых, есть отдельная группа товаров, которые не обмениваются и не возвращаются ни при каких условиях. Эта группа товаров перечислена в одном из нормативных актов в составе потребительского законодательства - «Перечне непродовольственных товаров надлежащего качества…»а (в него входят 14 наименований товарных групп, в том числе, например, – парфюмерно-косметические товары, технически-сложные товары бытового назначения с гарантийными сроками, изделия из драгоценных металлов).

В-третьих, обмен качественных товаров (за исключением, входящих в вышеназванный Перечень) возможен при условии, что вещи не были в употреблении, на них сохранены фабричные ярлыки и пломбы, а товарный вид соответствует тому, который был в магазине. Обмен происходит по предъявлению чека, но при отсутствии кассового или товарного чека доказательством покупки могут являться показания свидетелей.

Возврат денег за качественный товар продавец должен осуществлять в течение 3-х дней со дня возврата товара в магазин.