ОСАГО в свете перемен

Поправки в проект закона об ОСАГО, рассмотренные в первой декаде октября на сессии Государственной Думы РФ и принятые большинством депутатов в первом чтении, можно смело считать подарком автомобилистам к их грядущему в ближайшие выходные профессиональному празднику. Эксперты-автомобилисты считают рассматриваемый законопроект очень актуальным и своевременным и высказывают в связи с ним достаточно смелые надежды и выводы.

О том, какие изменения грядут на рынке ОСАГО в свете рассматриваемого законопроекта и как они отразятся на благосостоянии автомобилистов (а кто у нас нынче не автомобилист?), мы беседуем с генеральным директором Независимой экспертной компании «Мосэкспертиза-Псков» Ларисой Семеновой.

- Лариса Альбиновна, чем, на ваш взгляд, вызвана необходимость пересмотра отдельных норм закона об  ОСАГО?
- В новой редакции закона находят отражение те жизненные реалии, к которым пришли автомобилисты и страховые компании страны сегодня, а так же четырехлетний опыт действия закона об ОСАГО. Казалось бы, и не слишком значительный срок для отраслевых изменений – четыре года, но они есть, и анализ опыта работы нашей компании позволяет делать определенные выводы в этой сфере. Мы охватываем значительный сегмент рынка оценки автомобилей после ДТП, и, подразумевая, что в аварии с равной вероятностью попадают и отечественные автомобили, и иномарки, можем констатировать, что общий ценовой и качественный уровень автомобилей, на которых ездят псковичи, за последние годы значительно вырос. Кроме того, можно с уверенностью сказать, что наш автомобилист сегодня предпочитает зарубежные автомобили. А это означает общую тенденцию к увеличению суммы страховой выплаты.

В этом свете важной поправкой к закону представляется новая страховая сумма в размере не более 160 тысяч руб. каждому потерпевшему, вместо  действующей сегодня максимальной нормы 120 тысяч рублей. Общую сумму выплаты по одному страховому случаю также планируется увеличить до 600 тысяч рублей. Машины, на которых мы ездим, стали лучше, дороже, и в последнее время страховой предел выплаты возмещения убытка часто недостаточен для восстановления автомобиля. Кроме того, случается, в одном ДТП потерпевшими  оказываются несколько автомобилей. Так на  нашей практике были случаи, когда число пострадавших транспортных средств  в одном ДТП доходило до пяти. Сумма же  страхового возмещения в части возмещения вреда, причиненного имуществу  нескольких потерпевших, согласно действующей редакции закона,  ограничивается сегодня планкой в 160 тысяч рублей. С учетом естественного  роста цен  на запчасти и услуги по ремонту, конечно, надо  корректировать предельную  сумму выплаты.

- Планируется также, что в случае незначительных повреждений водители смогут договориться о выплатах, не вызывая сотрудников ДПС?
- Согласно законопроекту, если ДТП произошло с участием двух застрахованных машин и при этом не причинен вред жизни и здоровью граждан, а водители пришли к согласию по вопросу оценки размера ущерба (не более 25 тыс. руб.), они могут оформить документы о ДТП без участия сотрудников милиции. Правда, для этого водители должны зафиксировать расположение машин при ДТП в извещениях и оформить их самостоятельно.  Этот шаг – адекватная реакция на  ситуацию, когда  участники  ДТП в ожидании  ГАИ мешают  движению,  что  в свою очередь  создает почву для других ДТП.  Но именно по этому нововведению  при обсуждении законопроекта звучит много скепсиса: кто-то считает, что увеличится число «подстав», кто-то говорит о том, что страховые компании могут прогореть из-за  недобросовестности автомобилистов. Думается , что эти опасении во многом надуманы.

-  По всей видимости, в связи с этой и другими новыми поправками страховые компании не могут радоваться нововведениям и не будут их лоббировать при принятии?
- Нельзя утверждать это однозначно. Закон в своей новой редакции ориентирован, конечно же, на защиту и удобства автовладельцев, но  не страшен сильным и финансово устойчивым страховым организациям.  К тому же, есть приятные моменты и для страховщиков. Например, согласно внесенным поправкам, с 15 дней до 30 будет увеличен срок рассмотрения страховщиком заявления потерпевшего, в течение которого он обязан произвести страховую выплату или направить мотивированный отказ. Правда,  при неисполнении этой обязанности  законопроектом устанавливается за каждый день просрочки выплата неустойки в размере 1/75 ставки рефинансирования ЦБ РФ, при этом ее размер не может превышать размера страховой суммы по виду возмещения вреда каждому потерпевшему. Эти штрафные санкции – хороший стимул своевременно производить выплату. Сегодня никаких штрафных санкций не предусмотрено, что позволяет недобросовестным  страховщикам  задерживать выплаты. Красноречиво показывает перспективы  подсчет заместителя министра финансов РФ Сергея Шаталова: если учитывать, что средняя по стране страховая выплата по ОСАГО составляет 23 тыс. рублей по одному страховому случаю, то, с учетом числа ДТП за месяц каждому автомобилисту вполне реально получить компенсацию в размере 950-960 руб.

Еще одно нововведение, несомненно, порадует наших пенсионеров, которые становятся автомобилистами только на лето, в дачный сезон: поправками предлагается сократить минимальный срок страхования транспортных средств с нынешних шести месяцев до трех.

- Долгожданным для автомобилистов станет и введение так называемого «Европейского протокола»?
- Это, действительно, будет очень удобно, особенно в случаях, когда автомобиль виновника ДТП застрахован в компании, не имеющей представительства в нашем регионе. А так потерпевший в ДТП сможет требовать возмещения убытков непосредственно у «своей» страховой компании, с которой у него заключен договор ОСАГО. И Страховщик должен будет возместить ущерб, а потом уже взыскивать выплаченную  сумму со страховой компании, в которой был застрахован виновник происшествия. Европейский опыт показывает, что такая форма работы и взаимодействия страховых компаний ведет, кроме всего прочего, к возрастанию роли независимой оценки на рынке ОСАГО. Если к настоящему моменту многие страховые компании опираются на работу своих оценщиков, в случае введения «европейского протокола», то есть прямого урегулирования убытков, все участники рынка будут заинтересованы, чтобы оценка повреждений была максимально независима и объективна. Правда, пока возможность введения «европейского протокола» рассматривается только при условии, что в результате ДТП причинен вред только имуществу, а происшествие произошло с участием двух застрахованных транспортных средств. Думаю, это следует рассматривать, как простейший вариант «обкатки» закона перед дальнейшим развитием. Потому как, если нанесен вред здоровью, потерпевшему еще более сложно искать страховую компанию виновника ДТП, особенно, если она зарегистрирована в другом городе.

На самом деле, эти изменения достаточно глобальны и могут заставить уйти с рынка слабые и небольшие страховые компании. Страхователь более внимательно будет подходить к выбору Страховщика при приобретении полиса ОСАГО, ведь именно к нему  он обратится, если  пострадает  в  ДТП.  Вырастет роль независимой компетентной оценки,  ведь в случае несогласия  с выплаченной потерпевшему суммой спорить будут уже юридические лица – страховые организации.  Совет автомобилистам  прежний: заказывайте  оценку ущерба   у независимого Оценщика, которого вы сами выберете и компетентности которого вы доверяете. Она должна быть принята к  рассмотрению  страховой компанией и затраты на проведение оценки должны быть оплачены,  в случае несогласия  с рассчитанной  суммой Страховщик может заказать  еще одну оценку, но уже за свой счет.    К слову, из опыта нашей компании хочу заметить, что в последний год у нас заметно возросла активность граждан, активно реализующих свое право на независимую оценку в рамках ОСАГО,  и сегодня  более половины отчетов мы выдаем  заказчикам, обращающимся за оценкой самостоятельно, а не по направлению страховой компании.

- Насколько точно можно доверять опыту вашей компании в оценке глобальных  тенденций рынка, давайте проверим следующим вопросом: вы почувствовали на своей работе, что в городе активно ремонтируются дороги?
- Конечно. Особенно активно – с  июля. Перекрытые улицы и пробки стали испытанием для многих автомобилистов, особенно не слишком опытных, и число пострадавших в  ДТП в Пскове в последние месяцы, согласно нашей статистике, скачкообразно возросло. Так что мы знаем о ремонтах улиц и о том, что они, по всей видимости, уже подходят к концу, не выходя из офиса.

Беседовала Анна Донецкая